ВЛАДИСЛАВ КОСТЮК – актер, режиссер, театральный педагог.

Театр дело древнее и весьма интересное. Как-то на одном из уроков по истории театра мы подсчитали, что театру, европейскому театру, исполняется в этом году аж 2556 лет. Историки даже указывают, что первое представление случилось в древнегреческих Афинах, весной на празднике Великих Дионисий.

И все эти долгие века жизнь театральной культура не прерывалась, драматурги и артисты находили всё новые и новые сюжеты для своих театральных историй.

Но есть у каждого, кто занимается театральным делом, и своя личная история театра. И эта история каждого вплетается в общую длинную историю театрального искусства, становясь всеобщей. Вот вам и небольшая моя.

Помню как в шестилетнем возрасте, вероятно, просто потому что меня некуда было деть родителям, они взяли меня с собой… в оперу. В темноте зрительного зала я затаённо слушал Аиду Верди и достаточно ярко помню как тогда меня поразил величественный марш египтян и прекрасный голос погибающей в подземелье главной героини.

Помню как впервые я имел зрительский успех, показав "сияющую лампочку" и "тающее мороженое" на одном из детских праздников во втором классе.

Помню походы в кукольный театр, большие глаза кукол, их яркие фигуры, вертлявые позы, их гримасы и улыбки.

Помню и как в десятом классе перед дискотекой наша школьная #театральная_студия показала сцены из шекспировского Гамлета, и как я тогда был потрясён игрой своих ровесников из параллельного класса и буквально заболел театром.

Потом был школьный #театральный_кружок, поступление в театральный институт, работа на сцене в качестве актёра, первые режиссёрские и педагогические опыты. Однако, первые театральные впечатления, разбросанные по детской жизни, так и остались навсегда со мной. Надежды, мечты, очарования и разочарования театром и вновь радостные открытия для себя и для других вечно нового театрального искусства.

Радость встречи с новым, неповторимым спектаклем и незабываемой игрой актёров. Длинная, длинная череда лет, воспоминаний и впечатлений…

Неугомонному ребёнку или подростку, жадно вбирающему в себя все впечатления окружающего мира, театр как вид искусства и занятия театральным искусством будут чрезвычайно полезны.

Театральная игра и взаимодействие на сцене являются неоценимыми элементами не только в развитии коммуникативных навыков, широкого культурного кругозора и эрудиции, но, при должном подходе, имеют принципиальное значение в процессе развития эстетического и художественного вкуса.

Обучаясь искусству театра, у растущего человека есть возможность, развивая навыки активного действия и восприятия, овладеть и совершенно новым языком познания себя и мира. Речь идёт о театральном языке действий. Это особый нераздельный свод знаний и умений, открывающий способность к уверенному и выразительному существованию на сценической площадке и ясному чтению повседневного поведения других людей, что пригождается в жизни и нас сцене.

Конечно, для овладения этим незаменимым языком потребуется труд, как он требуется в познании любого важного человеческого дела. Но этот труд неотделим от радостей игры и открытий.

Занимаясь театром в #театральной_студии можно узнать:

что такое событие, объединяющее всех в определённой театральной истории;

что такое борьба на сцене и конфликт;

что такое действие и взаимодействие;

какие действия продуктивны для достижения какой-либо цели, а какие нет;

как в этом стремлении к цели может помочь наше собственное тело;

какое значение в достижении цели имеет наш голос и каким разным он может быть;

в конце концов, открыть для себя, что без другого человека и шире без других людей и умения общаться с этими другими людьми некоторые наши личные цели принципиально не могут быть достижимы.

Всё это, как нам представляется, совершенно необходимые и незаменимые умения и навыки для современного культурного и образованного человека.


на фото Владислав Костюк во время постановки спектакля "Мой Конек!" Артсии 2022

17 просмотров0 комментариев

В течение 20 лет я была режиссером и художественным руководителей музыкально-драматической студии "Театр трех муз" в городе Петрозаводске. Официально театр принадлежал Дому творчества №2, а работал на базе третьей школы на Ключевой. Когда я уехала в Москву мои ученики Анна (Коноплева) Олейник и Ольга (Громова) Попова приняли эстафету и стали режиссерами театра.

Предлагаю вашему вниманию текст моей ученицы, выпускницы "Театра трех муз" и 3 Школы Оксаны Ванвай-Гаттунен, теперь учителя словесности одной престижной Петрозаводской школы. Рассказ о том какую роль сыграл "Театр трех муз" в ее жизни.




Когда мы, учащиеся школы, занимались в "Театре Трёх Муз", даже представить себе не могли, что воспитание театром станет для нас судьбоносным. Прошли годы, и я могу проанализировать, чем мне помогла в жизни наша театральная студия.

1. Свобода мысли, свобода движения. Мне стало легче высказывать свою позицию, говорить на широкую аудиторию, творчески подходить к любому действию.

2. Работа в лицее в качестве классного руководителя. Упражнения, которые мы выполняли с Еленой Анатольевной, я часто использую на классных часах, на переменах. Они нацелены на командообразование, на то, чтобы дети учились слышать и слушать, чувствовать, понимать друг друга и себя.

3. Работа в качестве учителя-предметника. Мы с ребятами делаем на уроках литературы и русского языка инсценировки, использую приемы социо-игровой методики, которые использовала Елена Анатольевна, когда занималась с нами. Многое брала из книг А.П. Ершовой. На конкурсе "Педагог года" я использовала приемы театральной педагоги. И победой на городской конкурсе и II местом на республиканском конкурсе во многом обязана именно тому, что когда - то в начале 10 класса пришла заниматься в "Театр Трёх муз".

4. Любовь к искусству и стремление передать её своим ученикам. Я помню все наши походы в музеи Москвы, когда мы ездили на театральные фестивали. Именно тогда любимым стал зал импрессионистов в Музее Изобр. искусств им. А. С. Пушкина. Тогда же появилось желание объехать все страны мира с целью увидеть другую культуру. И сейчас мы с ребятами стараемся ездить очень много по культурно-историческим местам.

5. Работа в лицее в качестве педагога-организатора. В нашем лицее очень много мероприятий внеурочной деятельности. Меня увлекает делать театральные постановки на лицейские мероприятия и безумно радует отклик ребят разных классов, а потом отклик зрителей.

6. Вера в детей. Мне кажется, наша Елена Анатольевна в каждом из нас видела талант (хотя во многих из нас его не было), и сейчас я стараюсь видеть талант в каждом своём ученике, у каждого он свой, но он есть. И это (я точно знаю) позволяет ребёнку взлететь, а это так важно!

7. Книги. О некоторых книгах мы впервые услышали от Елены Анатольевны. Некоторые из них я обязательно даю на уроках внеклассного чтения. Например, "Поллианна" Элинор Портер.

8. Моя дочь. Она занималась в Детской балетной студии при Музыкальном театре Республики Карелия восемь лет. И это был подарок судьбы. Балериной она не стала, но все репетиции, которые мы провели в театре на разных спектаклях, выступления на сцене, общение с артистами театра, с нашими педагогами наполнило внутренний мир моего ребёнка! Воспитание театром я считаю очень ценным.

9. Педагоги. Я с трепетным чувством вспоминаю всех педагогов "Театра трех муз", их чуткость. Елена Анатольевна Аккуратова, Римма Борисовна Харитонова, Инна Валентиновна Зверева –– это люди, которые сильно повлияли на нас, помогли поверить в себя, научили смотреть на мир широко и глубоко, научили любить театр и понимать искусство.

10. Жизнь. Наш театр учил нас жить. Я счастлива, что в моей жизни он случился! Ведь сегодня я пожинаю плоды, посеянные когда-то.


Оксана Ванвай-Гаттунен, учитель словесности, Петрозаводск




17 просмотров0 комментариев

Обновлено: 22 авг.

#Методические_разработки_детский сад

Любовь Веселова, воспитатель детского сада № 1 в городе Кострома делится своим опытом театрализации жизни дошкольников в детском саду. К тексту прилагаются ссылки на использованные в работе произведения. Бери и делай!


Нашим шестилеткам так понравилось ставить спектакли, что после очередной премьеры они попросили прочитать еще сказку, которую можно сыграть.

В этот раз поиск произведения был целенаправленным. Обязательным условием стало наличие классической музыки к сказке, балета. Выбор пал на «Спящую Красавицу» Шарля Перро и одноименный балет на музыку П.И. Чайковского.



День первый

После прочтения сказки дети поделились странностями, обнаруженными ими в тексте.

Я спросила так:

– Мы с вами прочитали сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Скажите, ребята, что вас удивило в этой сказке?

Дети отвечали:

– Меня удивило, как они сделали из алмазов вилки, ложки и ножик (Вадим).

– Меня удивило, что деревья пропускали его, а должны не пропускать (Ксюша).

– Меня удивило, как она заснула от иголки (Ульяна Ч.).

– Меня удивило, как она умирала (Ксюша Н.).

– Засыпала (Ульяна Ч.).

– У меня такое же удивление, как деревья в замок открыли, пропустили (Лера Т.).

– У меня тоже, как деревья пропустили принца (Даня)

– Меня удивило откудова у них дракон (Тим)

– Дракон?

– Ну принцесса приехала на драконах из запряжки (Тим).

– Фея там.

– Меня удивило, что старая фея много лет не выходила из замка (Лера Р.).

– Меня удивило, что, как там его, деревья пропустили его, а других нет (Петя).

– Меня удивило, почему старую фею не пригласили (Даша).

– Меня удивило, что принцесса из-за иголки уснула крепким сном (Вита).

– Меня удивило, как фея сделала так, что все заснули (Варя).

– Меня удивило, как спящая царевна уснула (Настя).

– Меня удивило, что принцесса столько лет не ела ничего (Уля Т.)

– Меня удивило, как принц разбудил спящую красавицу (Ева)

– Меня удивило, как маленькая принцесса, она заснула и все за нее тоже заснули (Лера Р.)

– Меня удивило… никто не мог Спящую Красавицу разбудить, а только принц (Максим)

– Меня удивило, как старуха, как там она, побежала красавица, она тоже запросилась, как старуха там, ну, которая там хотела уколить, и она как-то там раз и уколилась.

День второй

На следующий день детям было предложено создать книгу с иллюстрациями к сказке. Вспомнили персонажей и определились какие эпизоды будут отображены в рисунках.

Я спросила так:

– Какие персонажи были в сказке?

Дети ответили: Король, Королева, Спящая красавица, Феи, Ведьма злая…

– А сколько фей было?

– Семь!

Дети наперебой вспоминали, дополняли и поясняли друг другу:

– А злая – восьмая!

– Принц!

– Лошадь!

– Повара.

– Охрана!

– Собачка.

– Собака маленькая и большая;

– Сторожевые собаки…

– Как там? Когда началась сказка, у вот этих родителей не было детей же! Как они назывались то?

– Король и королева.

– Бабушка, которая вязала.

– Яблочко.

– Иголка.

– Яблочко – это «Мертвая царевна»!

– Веретено!

– Это, наверно, та, злая!

– Может быть, она просто превратилась в человека?!

– Там был замок!

– Еще были деревья, которые не пропускали!

– Башня, злая фея там долго сидела.

– Она 50 лет сидела.

– Ребята, а какой первый рисунок нарисуем?

– Король и королева.

– У них родилась дочка. Королевский дворец. Можно еще вилки и ложки золотые. Праздник.

– Пришли феи!

– Прилетели 7 фей.

– Одну забыли пригласить. Пришла злая.

– Как они желают. С крылышками.

– Выросла принцесса…

– Они поехали в замок какой-то.

– Она там укололась. Она бегала, бегала и укололась.

– Заснула.

– Прилетела фея к ней на драконах.

– Всех заколдовала, все заснули.

– Замок зарос.

– Потом прошло 100 лет и пришел принц. Он зашел в замок, его деревья пропустили.

– Он нашел принцессу и она проснулась. Все проснулись. Огонь затрещал

– Свадьба.

После того, как дети создали каждый свою трактовку в рисунке, в группе были развешены иллюстрации разных авторов к данной сказке. Также были распечатаны фотографии балета.

Чтобы переход от чтения к музыке стал более плавным, мы перед сном детям включили музыкально литературную версию сказки*.

*Спящая красавица. Музыкально-литературная композиция. Д-015141. 1965.

Ссылка: (https://www.youtube.com/watch?v=R6iDoyjCkxw)


День третий

На другой день мы начали знакомится с музыкой к балету.

Я предложила:

– Начнем слушать с интродукции.

– А что это такое?

– Это вступление, начало, которое звучит при закрытом занавесе, чтобы зритель настроился. Попробуем по вступлению угадать, какой будет балет?

После громкой музыки дети захлопали.

– Это Феи!, – сразу отозвались дети на звуки нежной музыки.

– Кого вы узнали в этой музыке?

Фея крестная и злая!

Различив и разделив интродукцию на две части, дети охарактеризовали каждую.

Грустная, спокойная, негромкая, нежная, плавная, небыстрая, засыпающая.

– Давайте, попробуем продирижировать ручками. Какие были движения?

Отрывистые, неровные, грубые, резкие, прямые, злые.

После прослушивания, дети нарисовали эскизы ткани к костюмам феи Сирени и феи Карабос, а в следующий раз самих фей.

День четвертый

Настал день когда мы увидели балет. Дети с удовольствием смотрели балет и танцевали под музыку.

Здесь ссылки на просмотренные нами эпизоды:

https://www.youtube.com/watch?v=tUioLgs8q1c

Фея Карабос https://www.youtube.com/watch?v=9Pkv8uKQkGo

Вальс https://www.youtube.com/watch?v=zg5lc1zPxgg

Аврора https://www.youtube.com/watch?v=1uzMZytJ5FY

Аврора https://www.youtube.com/watch?v=ofuTL9YbkUk

Аврора https://www.youtube.com/watch?v=XJDghId9QZI

Принц Дезире и Аврора https://www.youtube.com/watch?v=2aL73tN1L8Q

Принц Дезире и Аврора https://www.youtube.com/watch?v=lX3b84Ni9wE

После просмотра Танца Фей https://www.youtube.com/watch?v=HkK5sgz7kn8

мы уделили особое внимание Фее Канарейке.

Интересным оказался эффект, который произошел совсем случайно – не закрыв вкладку с пением птицы канарейки, я включила танец феи Канарейки. И два файла зазвучали одновременно! Это вызвало у детей удивление: как музыка и пение птицы схожи!

Затем дети выступили в роли дирижеров и музыкантов.

День пятый

Следующим нашим шагом стало моделирование по тексту. Совместно с детьми мы распределили кто, что рисует и строит. По окончании работы некоторые ребята захотели обыграть постройку. Она стояла несколько дней, ее никто не хотел разбирать. И Росло желание сыграть сказку самим!





День шестой

Началась подготовка. Дети определили какие покажут эпизоды, выбрали себе роли, нарисовали афишу и пригласительные билеты для родителей. Если до этого драматизации сказок была спонтанны, то в этот раз дети попросили репетицию. Я удивилась и обрадовалась! Движения танцев предлагала, в основном, я, и спрашивала у ребят, подходит ли им? И каждый самостоятельно пробовал станцевать свою партию в соответствии с характером музыки.

Через день юных артистов балета уже приветствовали родители-зрители.

Посмотрите эпизод из сказки



14 просмотров0 комментариев