Чем уникален наш #театральныйлагерь? Мы владеем эффективной технологией постановки спектакля, которую из первых рук передала нам гениальный педагог-режиссер Александра Петровна Ершова. Эта технология обеспечивает дружескую и творческую атмосферу всей нашей жизни в течение 14 дней и делает всех участников: и детей и взрослых не только креативными, а еще смелыми, умными, трудолюбивыми и талантливыми.


Сейчас я на конкретном примере расскажу немного о том, как у нас идет процесс постановки спектакля.

Одно удовольствие ставить спектакль по рассказам Надежды Тэффи, Аркадия Аверченко и Михаила Зощенко. Хотя выбрать из их творчества рассказы о любви, подходящие для исполнения подростками, было очень сложно. Рассказ Аркадия Аверченко "Сентиментальный роман" нашел Влад Костюк и этот рассказ был утвержден для постановки сразу и единогласно.


Поскольку место действия в рассказе – маленькая комната в коммунальной квартире, в которой одновременно проживают 7 человек, мы предложили нашим артистам сыграть все действие на пятачке состоящем из четырех модулей "татами". Вот какие мы придумали задания для команд исполнителей, чтобы они могли самостоятельно сделать эту сцену и сыграть эскиз (это импровизация, заглядывая в текст). Команда из 6-7 чел пробует:

  1. Нарисовать мизансцену на общем листе: где находится каждый из персонажей, в какой позе;

  2. Пойти к рисунку другой группы и найти 3 отличия от своего рисунка

  3. Распределить роли и выписать из рассказа все тексты, относящиеся к вашему персонажу

  4. Взять 4 мата и сыграть рассказ как пьесу в этом пространстве (примерно 4 кв метра), не выступая за края, да еще ТАК, чтобы у каждого перед фразой были оценки и изменения поз.

Все задания давались после выполнения командой предыдущего шага. У каждой команды были: один на всех текст рассказа и лист А3; личная тетрадка для записей, 4 мата"татами".

Режиссеры знают как трудно не прошедшего актерскую школу исполнителя научить сценическому взаимодействию и построить реальное столкновение интересов (конфликт). Один из показателей продуктивного взаимодействия: оценки и изменение пристроек (достройки и перестройки) партнеров по отношению друг к другу. И тут два пути: можно показать и натаскать или поставить перед актером такое творческое препятствие, когда в исполнительской импровизации родится реальное взаимодействие.


Хочу добавить, что перед тем как рисовать мизансцену и играть историю как пьесу мы рассказ станцевали и конечно это тоже сработало на возникновение "живого" (в смысле не заученного) общения и взаимодействия между исполнителями.

20 участников объединились в 3 команды, сыграли сцену и....теперь у нас есть из чего выбирать: три варианта из которых один обязательно окажется достойным того, чтобы его взяли в спектакль. Причем на эту тему мы часто спрашиваем у детей совета: –Подойдите к той группе, чье исполнение показалось вам самым интересным? Сцену в исполнении этой группы и берем в спектакль. Другие не расстраиваются: они знают, что обязательно будут блистать в другой сцене.


И сейчас я хочу показать вам несколько "говорящих" фото о том как развивалась мизансцена (и действие) рассказа Аркадия Аверченко "Сентиментальный роман".

Потрясающее разнообразие пристроек у исполнителей. Ни одна мизансцена не была подсказана взрослыми. Ребята грамотно используют умения, которые получают на актерских мастер-классах, естественно вплетенных в процесс постановки (когда видим какого навыка не хватает актерам, обучаем именно этому)

На фото вы видите результат самостоятельной творческой работы юных актеров в спектакле Артсии 2021 "Все о любви"


Елена Аккуратова – руководитель Театральной Академии "Артсия".

Аркадий Аверченко. Сентиментальный роман

-------------------------------------------------------------------

Аверченко Аркадий Тимофеевич. Рассказы. Сост. П.Горелов. — М.: Молодая гвардия, 1990

Ocr Longsoft сентябрь 2006

-------------------------------------------------------------------

Один Молодой Человек влюбился в одну девушку. Он встретился с нею у одних знакомых, познакомился — и влюбился.

Дело известное.

А девушка тоже в него влюбилась.

Такие совпадения иногда случаются.

Они пошли в кинематограф, потом в оперу. И влюблялись друг в друга все больше и больше по мере посещения кинематографа, оперы, цирка и театра-миниатюр.

Молодому Человеку пришла в голову оригинальная мысль: объясниться с девушкой и предложить ей руку и сердце.

Этот Молодой Человек был проворный малый и знал, что первое дело при предложении руки и сердца стать на колени. Тогда уж никакая девушка не отвертится.

Но где проделать этот гимнастический акт?

В опере? В цирке? В театре-миниатюр светло и людно. Всюду такие сборы, что яблоку упасть некуда, не то, что Молодому Человеку — на колени.

В кинематографе? Там, наоборот, темно, но и это плохо. Девушка может подумать, что он уронил шапку и ползает в темноте на коленях, отыскивая ее. В таких делах минутное недоразумение — и все погибло.

Мелькала у Молодого Человека мысль пригласить девушку к себе, но она была застенчива, и никогда бы не пошла на эту авантюру.

И вдруг Молодого Человека осенило:

«Пойду к ней!»

— Можно вас навестить, Марья Петровна? — однажды осведомился он сладким голосом.

— Мм... пожалуйста. Но у меня тесно.

Молодой Человек парировал это соображение оригинальной мыслью.

— В тесноте, да не в обиде.

— Ну что ж... приходите.

— Ей-богу, приду! Посидим, помечтаем. Вы мне поиграете.

— На чем?!

— Разве у вас нет инструмента?

— Есть. Для открывания сардинок.

— Да, — печально согласился Молодой Человек. — На этом не сыграешь. Ну, все равно приду.

Молодой Человек надавил пальцем пустой кружочек, оставшийся от бывшего звонка, стукнул ногой в дверь и кашлянул — одним словом, проделал все, что делают люди в наш век пара и электричества — чтобы им открыли дверь.

— Что вам угодно? — спросил его сонным голосом неизвестный господин.

— Дома Марья Петровна?

— Которая? Их в квартире четыре штуки.

— В комнате номер три.

— В комнате три их две.

— Мне ту, что рыженькая. В сером пальто ходит.

— Дома. А вы чего ходите в такое время, когда люди спят?

— Помилуйте, — изумился Молодой Человек. — Всего 7 часов вечера.

— Ничего не доказывает. У нас три очереди на сон. Всегда кто-нибудь да спит. Идите уж.

Столь приветливо приглашенный Молодой Человек вошел в указанную комнату — и остолбенел: глазам его представилось очень большое общество из мужчин и дам, а в углу, на чемоданчике — мечта его юных дней.

— Что это? — робко спросил он, переступая через человека, лежащего посредине пола на шубе и укрытого шубою же. — У вас суаре? Вы, может быть, именинница? Недобрая! Неужели скрыли?

— Какое там суаре? Это жильцы.

— А где же ваша комната?

— Вот.

— А они чего тут?

— Они тут живут.

— В вашей комнате?

— Трудно разобрать — кто в чьей: они ли в моей, я ли — в их. Садитесь на пол.

Молодой Человек опустился на пол и ревниво спросил:

— Где же вы спите?

— На этих чемоданах.

— Но... тут же мужчины?!

— Они отворачиваются.

— Марья Петровна! Я хотел с вами серьезно поговорить...

— Что слышно на фронте, Молодой Человек? — спросил господин, выглядывая из-под шубы.

— Не знаю. Я вот хотел поговорить с Марией Петровной по одному интересному вопросу.

— Послушаем! — откинулся старик, набивавший папиросы. — Люблю интересные вопросы.

— Но это... дело интимное! — в отчаянии воскликнул Молодой Человек (не могу же я перед таким обществом бухнуть перед ней на колени!).

— Что ж, что интимное. Мы тут все свои. Только... виноват! Вы своей левой ногой залезли в мою площадь пола. Если бы вы у меня были в гостях — другое дело.

— Послушайте... Марья Петровна, — шепнул ей на ухо Молодой Человек, подбирая ноги. — Я должен вам...

— В обществе шептаться неприлично, — угрюмо сказала старая дева, поджимая губы.

Из угла какой-то остряк сказал:

— Отчего говорят: «не при лично»? Будто переть нужно поручать своему знакомому.

— Марья Петровна! — воскликнул Молодой Человек, горя, как факел, в неутолимой любовной лихорадке...

— Марья Петровна! Хотя я сам происхожу из небогатой семьи...

— А ваша семья имеет отдельную комнату? — с любопытством спросил старик.

Молодой Человек вскочил на ноги... Пробежал по комнате, лавируя между всеми жильцами, перескочил через лежащего на полу и, придав себе таким образом разгон, — бухнулся на колени:

— Марья Петровна, — скороговоркой сказал он: — Я вас люблю надеюсь что и вы тоже прошу вашей руки о не отказывайте молю осчастливьте а то я покончу с собой!

Старик и господин под шубой завопили:

— Несогласны, несогласны! Знаем мы эти штуки!!

— Позвольте! — с достоинством сказал Молодой Человек, поднимаясь с колен. — Что значит «эти штуки»?

— Насквозь вижу вас! Просто вы хотите этим способом втиснуться в комнату седьмым! Дудки-с! Нет моего согласия на этот брак!

— Господа! — моляще сказала Марья Петровна, соскальзывая с чемодана и простирая руки к жильцам. — Мы тут в уголку будем жить потихонечку... Я его за этим чемоданом положу — его никто и не увидит. О, добрые люди! Дайте согласие на этот брак!

— К черту! — ревел жилец из-под шубы. — Он уже и сейчас въехал ногами в плацдарм Степана Ивановича! А тогда за чемоданом он будет въезжать головой в мое расположение. Нет нашего благословения!

— Однако, — возразил удивленный Молодой Человек. — С чего вы взяли, что я буду жить здесь! У меня есть своя комната, и я заберу от вас даже Марью Петровну.

Дикий вопль радости исторгся из всех грудей.

— Милый, чудный молодой человек! Желаем вам счастья! Господа, благословим же их скорее, пока они не раздумали! Дайте, я вас поцелую, шельмец! Ах, какая чудная пара! Знаете, вы бы сегодня и свадьбу справили, а? Чего там!

Энтузиазм был неописуемый: старик совал в рот Молодому Человеку только что набитую папиросу. Старая дева порывисто дергала его за руку с явным намерением изобразить этим поступком рукопожатие, человек на полу под шубой — ласково трепал Молодого Человека по лодыжке, а в углу у чемоданов невесты двое жильцов, рыча и фыркая, как рассерженные пантеры, планировали по-новому свои угодья, примыкавшие к участку Марьи Петровны.

А когда счастливый, пьяный от радости Молодой Человек спускался с лестницы — его догнал старик, набивщик папирос.

— Слушайте, — задыхаясь, шепнул он. — Обратите внимание на другую девушку. Она хоть и не молодая, но замечательная — ручаюсь вам. Человек изумительного сердца! Нет ли у вас для нее какого-нибудь подходящего приятеля?.. Она сделает счастье любому человеку, да и мы бы заодно избавились от этой старой ведьмы, прах ее побери!


33 просмотра0 комментариев

2002-2021

История #театрального_лагеря "Летней театральной академии АРТСИЯ" началась в республике Карелия в 2002-м году. По заказу министерства образовании республики Карелия и на основе Детского образцового коллектива России музыкально-драматической студии «Театр трех муз» была организована театральная смена в лагере «Айно». Название «Артсия» досталось от предыдущей смены. Артистическая Россия – сокращенно «Артсия» – так придумали бывшие там на сборах педагогические отряды и их название подарила нам Ольга Вадимовна Мурзина, наш куратор из министерства. Название прижилось и осталось...


Команда режиссеров-педагогов Александра Петровна Ершова, Влад Костюк, Елена Аккуратова, Алена Бродягина, дружная команда кураторов из числа выпускников детских театральных студий города Петрозаводска и 62 подростка от 12 до 18 лет - участники театральных студий – рискнули за 12 дней поставить спектакль. И это получилось!!! Большинство участников Артсии стали собираться каждый год и придумывать в какое «море» текстов окунуться на этот раз?!

В Карелии с 2002 по 2016 год было придумано 9 театральных проектов и по ним поставлены спектакли.

По приглашению Клуба путешественников «Робинзонада» несколько лет Артсия работала в клубе со своей программой, но под названием «Весь мир –театр». На основе разработанных Ершовой и командой проектов было поставлено еще 4 спектакля.

Еще два проекта в Карелии создано совместно с Хорошколой (Лермонтов и Гоголь).



Иногда мы повторяем проекты. Действенные опорные точки спектакля в новом коллективе детей остаются прежними, но спектакль получается совсем другой, потому что новые дети придумывают в ответ на задание взрослых нечто совсем неожиданное. И поэтому часто спектакли приходится называть по-другому. Например, когда в Карелии в 2012 году повторили проект «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», то его назвали «Онегин@романвплясках.ru»

В 20018-м году Артсия переехала в Новую школу и детскую деревню «Орион». Совместными усилиями был создан новый, десятый проект Академии «Пьесы А.Н Островского»

Сейчас Летняя театральная Академия «Артсия» – это самостоятельный (ни от кого не зависящий) некоммерческий проект.



Арт-проекты и спектакли «Артсии»:

2002, «Цыпленок Солнышко» – интерактивная сказка Татьяны Ярыгиной», спектакль «Цыплёнок-Солнышко», спектакль в «Робинзонаде»в 2012 году с подростками 10-12 лет - «За ворота не пускают»

2003, «Роман А.С Пушкина «Евгений Онегин» - спектакль Онежский Онегин», спектакль «Пушкин в Пушкино» (Робинзонада-2011), «Онегин@романвплясках.ru» (Карелия 2012)

2005, «Эпистолярное наследие России 18-19 в.в. письма Екатерины II?А. Пушкина, Ф. Достоевского, Чехова и др.» – спектакль «Я Вам пишу!»,.

Спектакль в «Робинзонаде» в 2012 с подростками 13-15 лет «Я Вам пишу» был посвящён эпистолярному наследию России 20 века (Б. Пастернак, М. Цветаева, Б Ахмадулина и др.)

2006, «Классическая и современная поэзия, отрывки из поэтической драматургии» – спектакль «Поэзия и сцена. Поэзия и мы», в 20013 году в Робинзонаде состоялся спектакль с таким же названием, но на основе других произведений.

2007,– «Басни и пьеса «Урок дочкам» И.А. Крылова, латинские изречения и «Жития Святых» - спектакль «О, житьё, житье…»

2009, «Шекспир»»: («Король Лир», «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Два веронца») - спектакль «Путешествие с Шекспиром»

2010, «Ранние рассказы А.П. Чехова и Мифы народов мира» - спектакль «Случай с классиком»

2014, «Произведения М.Ю. Лермонтова» - спектакль «Белеет парус одинокий»,

2015 «Произведения Н.В. Гоголя» - спектакль «Мечтательные Мятежные Мнимые Милые Мутные Мрачные Мстительные Мудреные Мерцающие Мерзкие Мечущиеся Мычащие Маленькие Мировые Мусорные Мучающиеся Могучие Молчаливые Мраморные Мистические ДУШИ ИЛИ «РУСЬ, КУДА Ж НЕСЁШЬСЯ ТЫ?»,

20018, « Пьесы А.Н Островского» - спектакль «Действующие лица-безлепица»

2019 «Я иду покАвру» - исследование природы лжи

2020 Кино-Артсия в онлайне «Рассказывает NN…» (по роману Евгений Онегин)

2021 «Рассказы о любви Надежды Тэффи, Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко – спектакль «Все о любви»


Руководитель и автор проекта Елена Аккуратова

8 просмотров0 комментариев

Обновлено: 3 мая

Меня попросили рассказать немного родителям детей, которые впервые собираются в «АРТСИЮ », о том, что же это такое и что хорошего смогут у нас почерпнуть для себя ребята?


Если говорить коротко, детский #театральный_

лагерь «АРТСИЯ» – это место воплощения наших театральных мечтаний. Когда многочисленный коллектив детей и взрослых, объединённый одной богатой и нетривиальной творческой идеей, получает уникальную возможность, в общем-то, за небольшой отрезок времени поучаствовать в создании большого драматического действа, где у каждого обязательно будет своя роль, и не одна, и своё ответственное дело в постановке.

Взрослые, то есть мы — режиссёры, музыканты, хореографы, начинаем готовиться к новой театральной смене почти за полгода. Едем смотреть место (если место для лагеря новое) и начинаем отбирать материал – обычно это мировая или отечественная классика. Затем придумываем необычные задания для ребят, которые помогут высвободить их нарождающиеся, но уже такие могучие, творческие силы.



И вот ведь, как интересно получается: мы в долгих диалогах и спорах рождаем нашу главную театральную идею, а воплотится она или нет – решится в какие-то считанные десятки минут во время репетиций детей! Ведь главное для нас, чтобы придумывали и создавали будущий спектакль сами ребята. Они, по нашей театрально-педагогической идее, должны стать хозяевами будущей постановки. С первого дня лагеря все наши усилия организованы и направлены на то, чтобы через две недели свершилась премьера, на которую заранее приглашены вы, дорогие родители.




Как же всё происходит?


Каждый день мы начинаем с зарядки или бежим на речку, потом завтракаем и после завтрака репетируем. В конце репетиции делимся на группы и эти группы получают тексты и задания для вечернего показа. Затем все вместе играем в спортивные игры или снова бежим на речку и обратно, чтобы успеть на обед. После обеда немного отдыхаем, полдничаем и репетируем песни и танцы. Потом идёт самостоятельная репетиция ребят, затем снова игры, а вечером после ужина всегда общий показ всего наработанного за день и потом, конечно, кино или дискотека.



Так, день за днём, мы движемся вперёд к премьере и занятия, и репетиции, постепенно превращаются в прогоны.

А там и генеральная репетиция недалеко!

Как видите, программа каждого дня насыщенная. И она придумана так для того, чтобы нам во всеоружии подойти к премьере – нашему главному событию.

Но премьера невозможна без замечательных исполнителей и, не менее замечательных, зрителей! Вот в надежде, что к нам присоединятся живые, неравнодушные и, полные ещё нераскрытых талантов, ребята, мы теперь и пребываем и с нетерпением ждём встречи с вами, наши будущие зрители!


Да, чуть не забыл сказать, что очень важным для нас является взаимодействие с природой того места, где проходит лагерь, где мы живём и репетируем, а потому часто бывает так, что и репетиции, и сам спектакль, проходят прямо под открытым небом и даже на нескольких площадках одновременно – в лесу или в поле, что весьма украшает постановку!


Впрочем, у вас будет возможность оценить и увидеть всё это своими глазами.


До встречи в "АРТСИИ"!

С уважением, Владислав Костюк, режиссёр-педагог, один из создателей "АРТСИИ



9 просмотров0 комментариев