Как готовиться к просмотру спектакля, чтобы было полезно и весело?
Янина Большакова – режиссер академии Артсия, рассказывает как она готовила ребят 7-12 лет к просмотру спектакля "Гильгамеш", поставленного по текстам шумерского эпоса "О все видавшем" старшей группой школы-студии

Гильгамеш, Энкиду, Хумбаба, аккадский эпос, шумеркие сказания... Кажется, что эти понятия - тёмный (кедровый) лес для ребят, которые занимаются в младшей группе Отрочество нашей театральной Академии Артсия!

А ведь именно по "Эпосу о Гильгаме́ше», или поэме «О всё видавшем» (одному из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, самому крупному произведению, написанному клинописью) сделали спектакль ребята старшей группы Юность. И как смотреть младшим то, что кажется таким сложным и непонятным?! Именно поэтому нужно было немножко подготовиться к просмотру спектакля.

1) Сначала мы с ребятами рассмотрели фотографии шумерских барельефов, поговорили про сюжеты, которые видим, а потом каждый нарисовал свой собственный барельеф. Параллельно я читала эпос (не на аккадском языке, нет ????). Если слышишь незнакомое слово или имя героя, то нужно поднять руку. Тогда на помощь приходит специальный словарь, которым вооружилась Елена Анатольевна, где написаны все значения странных слов и имён.

2) Это задание плавно перешло в копирование поз с барельефов. Ребята объединились в компании, каждая тайно выбрала картинку (для этого задания отобрали 5 фотографий, которые выложили на стол), по очереди застыли в позах. Задача зрителей - отгадать, какой из барельефов копируют исполнители. Если есть какие-то неточности, то подправить, дать советы.

3) Затем перешли к тексту. Есть отличное задание - "фраза, разрезанная на слова". Каждый себе вытянул бумажку, а потом выстраивали последовательность. Но это ещё полдела - затем нужно эту фразу произнести, как один человек (но говорить можно только свои слова).

Фраза была такая :"Умыла Аруру руки, отщипнула глины, бросила на землю, слепила Энкиду, создала героя". Поэтому потом логичным было "полепить из глины"

4) Объединившись в новые парочки приступили к классическом актерскому тренингу "скульптор и глина", но в контексте нашего эпоса. Это задание собрало внимание ребят, ведь глине нужно следить за тем, что делает партнер-скульптор, чтобы откликаться, а не действовать параллельно по задуманному сценарию. Когда есть вот такая реальная задача, то рождается подлинное действие, а не его изображение на сцене.

5) Когда читали эпос, то, конечно, интерес вызвал хранитель кедрового леса чудище-великан Хумбаба. Объединившись в новые парочки, ребята получили актерское задание - придумать из себя двоих, какой он этот Хумбаба? Что тут началось! В ход пошли стулья, столы, ткани.. Родилось три разных варианта. Очень ценным стал такой момент: два исполнителя не могли договориться, чей вариант они будут показывать, даже повздорили и решили не показывать вовсе... Но в последний момент (ура!) договорились показать два варианта. Потом я слышала, как они беседуют:"Всё же хорошо, что мы показали наши варианты". "Да. А знаешь, мне твой вариант даже больше понравился, чем мой. Ты здорово придумал."

6) А в самом конце занятия объединились и сделали общий этюд - сон Гильгамеша: из себя сделали огромную гору, которая рухнула.

Помимо заданий по Эпосу были еще театральные игры: встать по пальцам, воробьи-вороны, тайное зеркало. И вот теперь, когда мы таким образом "помяли" эпос, как глину, он стал чуть-чуть понятней??
Я думаю, что только человек умеющий быть благодарным, действовать «для других», превращающий свою ошибку в ресурс, благодаря умению учиться, и духовно богатый, то есть интересующийся культурой, может стать счастливым и состояться как личность.
Елена Аккуратова
Арт-директор, режиссёр-педагог, одна из создателей «Артсии»