Обновлено: 22 авг.

#Методические_разработки_детский сад

Любовь Веселова, воспитатель детского сада № 1 в городе Кострома делится своим опытом театрализации жизни дошкольников в детском саду. К тексту прилагаются ссылки на использованные в работе произведения. Бери и делай!


Нашим шестилеткам так понравилось ставить спектакли, что после очередной премьеры они попросили прочитать еще сказку, которую можно сыграть.

В этот раз поиск произведения был целенаправленным. Обязательным условием стало наличие классической музыки к сказке, балета. Выбор пал на «Спящую Красавицу» Шарля Перро и одноименный балет на музыку П.И. Чайковского.



День первый

После прочтения сказки дети поделились странностями, обнаруженными ими в тексте.

Я спросила так:

– Мы с вами прочитали сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Скажите, ребята, что вас удивило в этой сказке?

Дети отвечали:

– Меня удивило, как они сделали из алмазов вилки, ложки и ножик (Вадим).

– Меня удивило, что деревья пропускали его, а должны не пропускать (Ксюша).

– Меня удивило, как она заснула от иголки (Ульяна Ч.).

– Меня удивило, как она умирала (Ксюша Н.).

– Засыпала (Ульяна Ч.).

– У меня такое же удивление, как деревья в замок открыли, пропустили (Лера Т.).

– У меня тоже, как деревья пропустили принца (Даня)

– Меня удивило откудова у них дракон (Тим)

– Дракон?

– Ну принцесса приехала на драконах из запряжки (Тим).

– Фея там.

– Меня удивило, что старая фея много лет не выходила из замка (Лера Р.).

– Меня удивило, что, как там его, деревья пропустили его, а других нет (Петя).

– Меня удивило, почему старую фею не пригласили (Даша).

– Меня удивило, что принцесса из-за иголки уснула крепким сном (Вита).

– Меня удивило, как фея сделала так, что все заснули (Варя).

– Меня удивило, как спящая царевна уснула (Настя).

– Меня удивило, что принцесса столько лет не ела ничего (Уля Т.)

– Меня удивило, как принц разбудил спящую красавицу (Ева)

– Меня удивило, как маленькая принцесса, она заснула и все за нее тоже заснули (Лера Р.)

– Меня удивило… никто не мог Спящую Красавицу разбудить, а только принц (Максим)

– Меня удивило, как старуха, как там она, побежала красавица, она тоже запросилась, как старуха там, ну, которая там хотела уколить, и она как-то там раз и уколилась.

День второй

На следующий день детям было предложено создать книгу с иллюстрациями к сказке. Вспомнили персонажей и определились какие эпизоды будут отображены в рисунках.

Я спросила так:

– Какие персонажи были в сказке?

Дети ответили: Король, Королева, Спящая красавица, Феи, Ведьма злая…

– А сколько фей было?

– Семь!

Дети наперебой вспоминали, дополняли и поясняли друг другу:

– А злая – восьмая!

– Принц!

– Лошадь!

– Повара.

– Охрана!

– Собачка.

– Собака маленькая и большая;

– Сторожевые собаки…

– Как там? Когда началась сказка, у вот этих родителей не было детей же! Как они назывались то?

– Король и королева.

– Бабушка, которая вязала.

– Яблочко.

– Иголка.

– Яблочко – это «Мертвая царевна»!

– Веретено!

– Это, наверно, та, злая!

– Может быть, она просто превратилась в человека?!

– Там был замок!

– Еще были деревья, которые не пропускали!

– Башня, злая фея там долго сидела.

– Она 50 лет сидела.

– Ребята, а какой первый рисунок нарисуем?

– Король и королева.

– У них родилась дочка. Королевский дворец. Можно еще вилки и ложки золотые. Праздник.

– Пришли феи!

– Прилетели 7 фей.

– Одну забыли пригласить. Пришла злая.

– Как они желают. С крылышками.

– Выросла принцесса…

– Они поехали в замок какой-то.

– Она там укололась. Она бегала, бегала и укололась.

– Заснула.

– Прилетела фея к ней на драконах.

– Всех заколдовала, все заснули.

– Замок зарос.

– Потом прошло 100 лет и пришел принц. Он зашел в замок, его деревья пропустили.

– Он нашел принцессу и она проснулась. Все проснулись. Огонь затрещал

– Свадьба.

После того, как дети создали каждый свою трактовку в рисунке, в группе были развешены иллюстрации разных авторов к данной сказке. Также были распечатаны фотографии балета.

Чтобы переход от чтения к музыке стал более плавным, мы перед сном детям включили музыкально литературную версию сказки*.

*Спящая красавица. Музыкально-литературная композиция. Д-015141. 1965.

Ссылка: (https://www.youtube.com/watch?v=R6iDoyjCkxw)


День третий

На другой день мы начали знакомится с музыкой к балету.

Я предложила:

– Начнем слушать с интродукции.

– А что это такое?

– Это вступление, начало, которое звучит при закрытом занавесе, чтобы зритель настроился. Попробуем по вступлению угадать, какой будет балет?

После громкой музыки дети захлопали.

– Это Феи!, – сразу отозвались дети на звуки нежной музыки.

– Кого вы узнали в этой музыке?

Фея крестная и злая!

Различив и разделив интродукцию на две части, дети охарактеризовали каждую.

Грустная, спокойная, негромкая, нежная, плавная, небыстрая, засыпающая.

– Давайте, попробуем продирижировать ручками. Какие были движения?

Отрывистые, неровные, грубые, резкие, прямые, злые.

После прослушивания, дети нарисовали эскизы ткани к костюмам феи Сирени и феи Карабос, а в следующий раз самих фей.

День четвертый

Настал день когда мы увидели балет. Дети с удовольствием смотрели балет и танцевали под музыку.

Здесь ссылки на просмотренные нами эпизоды:

https://www.youtube.com/watch?v=tUioLgs8q1c

Фея Карабос https://www.youtube.com/watch?v=9Pkv8uKQkGo

Вальс https://www.youtube.com/watch?v=zg5lc1zPxgg

Аврора https://www.youtube.com/watch?v=1uzMZytJ5FY

Аврора https://www.youtube.com/watch?v=ofuTL9YbkUk

Аврора https://www.youtube.com/watch?v=XJDghId9QZI

Принц Дезире и Аврора https://www.youtube.com/watch?v=2aL73tN1L8Q

Принц Дезире и Аврора https://www.youtube.com/watch?v=lX3b84Ni9wE

После просмотра Танца Фей https://www.youtube.com/watch?v=HkK5sgz7kn8

мы уделили особое внимание Фее Канарейке.

Интересным оказался эффект, который произошел совсем случайно – не закрыв вкладку с пением птицы канарейки, я включила танец феи Канарейки. И два файла зазвучали одновременно! Это вызвало у детей удивление: как музыка и пение птицы схожи!

Затем дети выступили в роли дирижеров и музыкантов.

День пятый

Следующим нашим шагом стало моделирование по тексту. Совместно с детьми мы распределили кто, что рисует и строит. По окончании работы некоторые ребята захотели обыграть постройку. Она стояла несколько дней, ее никто не хотел разбирать. И Росло желание сыграть сказку самим!





День шестой

Началась подготовка. Дети определили какие покажут эпизоды, выбрали себе роли, нарисовали афишу и пригласительные билеты для родителей. Если до этого драматизации сказок была спонтанны, то в этот раз дети попросили репетицию. Я удивилась и обрадовалась! Движения танцев предлагала, в основном, я, и спрашивала у ребят, подходит ли им? И каждый самостоятельно пробовал станцевать свою партию в соответствии с характером музыки.

Через день юных артистов балета уже приветствовали родители-зрители.

Посмотрите эпизод из сказки



16 просмотров0 комментариев

Обновлено: 14 авг.

Вероника Волкавичюте – художник, дизайнер, педагог, мама троих детей.



Обычно летом я много леплю из глины (@izzgliny) и не так много занимаюсь с детьми рисованием. А во второй половине лета у нас обычно отпуск!!!

Но второй год подряд летом, как раз во время отпуска, у нас ещё семейный лагерь "Стайка" для ребят 7-9 лет, который организует @akkuratovae и я в нём отвечаю за художественную часть.

Несколько дней назад я со своими детьми Дусей и Ваней вернулась из «Стайки» (и мужем Мишей, который приехал к нам на пару дней помочь со звуком). А моя мама спросила меня: – Понравилось ли мне? Я впервые внимательно посмотрела на этот проект не только как на работу, а как на процесс, внутри которого изменения происходят и с моими детьми и со мной.

В Стайке я, как родитель, увидела своих детей в новой для них среде. Как они взаимодействуют с новыми людьми и выстраивают новые связи, примеряют на себя новые социальные роли. Дома они растут в прекрасной компании, у них замечательные друзья, но! Они уже заняли в этом пространстве какое-то место и им сложно выйти из привычных сценариев. А мне сложно увидеть их другие грани.

В «Стайке» я с удивлением и радостью обнаружила: 9-летняя Дуся готова помочь взрослым и организовать тех, кто младше. А 7-летний Ваня очень ответственно относится к работе и готов преодолевать себя.



А ещё, удивительно, но в моем плотном графике осталось место для новых идей и переосмысления своей деятельности. Есть сосредоточенность, включается мозг!

Что помогает? План и режим – великое дело! Хочу так всегда! А иногда нужно остановиться и просто посмотреть вокруг. Позволить всему происходить (ох, это тоже сложно) .

Классно, что на неделю в «Стайке» все превращаются в один организм и каждую минуту учатся друг у друга, быстро и эффективно.

Очень благодарна Елене Анатольевне, каждому ребёнку и родителю. За доверие и включение в общий процесс. И своим детям, которые каждый день тоже совершали свои маленькие и большие подвиги и давали маме работать.

Это...мне точно нравится! И я уже пишу планы на «Стайку» 2023.


Вероника Волкавичюте – художник, педагог Стайки

больше о СТАЙКЕ можно прочитать в телеграм-канале Елены Аккуратовой https://t.me/+SOeW1niVw97KNDF-



19 просмотров0 комментариев

Практически каждый день в #театральномлагере #Артсия мы проводили днём небольшой мастер-класс между основными занятиями и репетициями, который длился 40-45 мин. Работали каждый раз над тем, что у детей вызывало больше всего вопросов и не получалось на репетициях в этот день или накануне. Если на репетициях не получались оценки, мы не спешили им об этом говорить, просто придумывали какие дать задания днем, и


работали над ними, если были проблемы с "говорить крупно" и с характером - то над этим.


Использовали для работы небольшие стихи-диалоги, например, из "Почты" С. Маршака:


- Заказное для Житкова.

- Извините, нет такого.

- Где же этот гражданин?

- Улетел вчера в Берлин.


Задания для пар были, например, такие:

- Сделать самую долгую паузу-оценку после реплики предыдущего говорящего.


- Выбрать какой у тебя персонаж: наглый, хитрый или скромный и действовать в соответствии с этим выбором (а зрители угадывали)


- Сказать громче или выше или крупнее партнера (зрители улавливают была ли разница в произнесении, если партнер говорит так же как предыдущий исполнитель это называется "болото"– все встают и прогоняют актеров со сцены, если они не успели исправить положение.


- Говоришь-двигаешься, слушаешь-замираешь


- Быть в легком или тяжелом весе, говорить в соответствии со своим весом (зрители угадывают, у кого какой вес)


- Выбрать ремарку и произносить свои фразы с этой ремаркой (зрители угадывают ремарку)


Все эти этюды и упражнения очень нам помогали и ускоряли подготовку спектакля. Дети, натренировавшись на стихотворных диалогах, свободно применяли все приемы при работе над ролями в спектакле. Ну и конечно в процессе рождалось очень много смешного и оригинального. Ребята и взрослые с интересом смотрели театральные эскизы друг друга, потому что даже в одном и том же задании никогда не было одинаковых работ.

Евгения Комарова


Евгения Комарова – один из режиссеров-педагогов Артсии, руководитель театральной студии "ДЖЕМ", ловите ссылку на сайт: http://jamtheater.ru/

Июнь- июль 2022 ☀️






27 просмотров0 комментариев